Одесский припортовый завод
    Главная страница » Очерки о людях » Твоя бессонница


Одной судьбой с тобою связан
Просмотров: 242Опубликовано: 7 сентября 2009Комментариев: 11Автор: admin

Все начинается с любви:
С любви!
Я точно знаю.


Твоя бессонница


ЦЕНА ХАРАКТЕРА

“Люди видят издалека,что завод чистый, красивый, ухоженный. И естественно, что одни радуются, а другие, может, и завидуют. Но нам есть чем гордиться на нашем заводе! Столько лет назад я сюда пришел - с 13 мая 1976-го года работаю, можно сказать, вся молодость на Одесском припортовом прошла”. Эти слова принадлежат Владимиру Васильевичу Лопатину.
- Здесь уже шла бурная стройка, -рассказал он. - И хотя, когда я устраивался, были мысли и о квартире (это привлекало всех), но главным был чисто профессиональный интерес, поражали масштабы стройки, перспективы. Я до этого работал в Мостоотряде, и уже там мечтал попасть сюда. И так по чистой случайности мне повезло.
Я устроился на завод и стал возить начальника транспортного отдела Иосифа Давыдовича Спектора, человека очень умного и корректного, с прогрессивными взглядами. Работал и одновременно учился, закончил курсы повышения квалификации, стал водителем второго, затем первого класса, но мне хотелось учиться и дальше. Поступил в Харьковский заочный холодильный машиностроительный техникум - работал и учился. Живая работа! Много грузов поступало, у нас были и французская, и американская, и отечественная площадки, куда прибывало различное оборудование, и приходилось работать допоздна. Обедали зачастую впопыхах, так как старались не допустить простоев; бежишь, потому что машина пришла централизованно, и ее надо отправить в первую очередь. Кроме того, было очень интересно. Не знаю, как воспринимает трудовой процесс современная молодежь,но у нас работа кипела. Хотя я не сказал бы, что всегда были приятные условия, часто приходилось месить грязь...
В 1982-ом году я стал работать на германском “Готтвальде”, 35-тонном автокране. Машина попалась подержанная, и мне пришлось прилично над ней попотеть, чтобы привести в нормальное состояние.
У “Готтвальда” и ЗИЛа-130, Краза, на которых я работал до этого, очень много отличий: на ЗИЛ-130 механическое управление автокраном, реверс, вся подача шла через вспомогательную коробку передач. 16-тонный кран - электрический, подача 360 вольт, все управление - через пульт управления подачи электроэнергии. Легче в управлении, но труднее в обслуживании. 35-тонный кран работает от гидравлики, подача идет через клапаны...
Закупалась техника, которая с каждым годом совершенствовалась и становилась надежнее. Краны “Готтвальд” проработали на заводе с 1975 по 1990 год, и они очень редко ломались. Это хорошая техника: машины сделаны из прочной легированной стали,у них минимальный износ.
- Вам пришлось переходить от одного вида управле-ния к другому. Очевидно, всякий раз вы преодолевали уже устоявшийся на прежней технике автоматизм?
- Здесь так: если человек хочет повысить свой профессиональный уровень, то стремление научиться новому помогает ему преодолевать стереотипы.Тогда эта перестройка будет даваться ему легко. Когда я переходил с одной машины на другую, с одного типа крана на другой, то постоянно переучивался, сдавал, кроме всего, экзамены по технике безопасности.У меня были прекрасные наставники, у которых я перенимал опыт: Анатолий Паскаль, Николай Чепельчук, Христофор...
- Вы уже сами давно учите других. Чем, на ваш взгляд, непременно должен обладать человек, выбравший себе профессию крановщика?
- Он должен иметь характер, свое “я”. Проявить себя в работе и показать, к чему стремится.Он не должен бояться своей работы: если такое есть, то она будет даваться ему тяжело, и он долго будет идти к своей цели. Когда человек интересуется своим делом, не стесняется признать и осознать допущенные ошибки (все проходят через ошибки), то из него получится профессионал. Ведь ошибка - это словно переход к познанию, ступенька. И тому, кто это понимает, хочется передать как можно больше знаний. Я все это очень тонко чувствую, потому что и сам обучался, и других учил.
И вы знаете, это же самая большая радость, когда ты человека подготовил и видишь, что он работает: ты за него не волнуешься, так как знаешь - он тебя не подведет.

ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

- Владимир Васильевич, не зря говорят, что дело учителя живет в его учениках.
- У меня такое отношение к жизни - от кого пошло? Я два года учился в школе-интернате (сам-то родом из Ананьевского района), приходилось в любую погоду ходить в школу, которая находилась за четыре километра от родного дома. И когда закончил восьмилетку, встал вопрос: идти в ПТУ или в школу-интернат, уже за семь километров от моей Новоалександровки. Мой дядя сразу сказал: “Ти шибеник, я тебе не пущу до того ПТУ, бо там з тебе людини не вийде. А в інтернаті, може, й знання якісь отримаєш, і людиною станеш.” Что он имел в виду? Да он знал, что в интернате - режим, дисциплина, и я действительно смогу там получить хоть какие-то знания.
Я до сих пор вспоминаю и свою воспитательницу Людмилу Семеновну Мартынову.
О школе-интернате у меня самые хорошие воспоми-нания. Высокие знания, конечно, мне уже трудно было получить после слабенькой восьмилетней подготовки, упустил я много. По математике “хромал”, но потом подтянулся, люди помогали, а я не стеснялся их спрашивать.
После выпуска я захотел поступить в автошколу, куда, как назло, принимали только солидных слушателей - взрослых и с трудовым стажем. А мне было восемнадцать. Помогла Людмила Семеновна, и я стал обучаться водительскому делу. Дом мой находился за 25 километров, и пока учился, я жил у своей воспитательницы, а она относилась ко мне, как к родному: готовила, стирала, заботилась обо мне постоянно.
- И правда, самое главное даже не в том, чтобы стать профессионалом, основное, все же, в другом...
- Да. Я считаю, что главное - это любовь к людям. Любовь и уважение. Если этого в человеке нет, трудно ему общаться с людьми, потому что каждый из нас со своими взглядами, со своими привычками. И тому, кто все чужое воспринимает в штыки, прежде всего плохо самому. Именно от Людмилы Семеновны я получил заряд добра, которого мне хватит на всю жизнь: я понял, что вся суть пребывания человека на земле должна быть основана на чутком отношении к людям.
Брат моей воспитательницы был директором авто-школы, и водителем я стал благодаря ему: это его навыки я перенимал, когда он учил меня, например, как надо уступать дорогу, не лезть на рожон. Уступить и пешеходу, и водителю, если этого требует момент, если это делается для предотвращения дорожного происшествия, потому что все мы зависим друг от друга, как одно целое. Надо уважать людей.
- Мы с вами говорим сейчас о тех началах, которые формируют человека.
- Во-первых, любовь матери и отца, их отношение к ребенку: вот что сказывается на его характере. Если он это получил, то передаст и дальше - чужим людям и своим детям.
В том же районе где живет Людмила Семеновна, проживают мои родители: пробовали они адаптироваться в Южном, но не смогли. Вернулись в село, открыли заколоченный дом и живут. “Старое дерево, сынок, не пересаживают, - сказала мне мама. - Вот когда кто-то из нас останется один, тогда и заберете, как уже получится. А здесь у меня тоска.” Так она мне сказала.
Но вернемся к моей работе...

КРАСНАЯ ПОЛОСА

В 1982-ом году я получил “Готтвальд”, и тут уже на-до было оценивать и учитывать все: и высоту, и порывы ветра, и прогибание стрелы, потому что это гидравлика. Надо было хорошо знать характеристику гидравлического крана, иначе погубишь и машину, и людей. “Готтвальд” перешел ко мне от Александра Аникина, но учился я у Николая Чепельчука. Кстати, жена Аникина, Валентина, тоже работает в автотранспортном цехе, она диспетчер. Как и я, трудится здесь давно и так же предана своему делу.
В1990-ом году завод приобрел «кран-циркач» “Кран-лод”, и я стал обучаться у представителей немецкой фирмы. Эта машина владеет многими операциями - как при передвижении, так и при транспортировке.
Она высокая и короткобазовая, в скользкую погоду, в снегопад может повести себя по-разному, может стать просто неуправляемой. 56 метров высота стрелы! Конечно, надо и это учитывать, знать характеристику стрелы, а также то, на каком коде работать в различных ситуациях.
- Инженерная работа?
- Можно так сказать - да, электроника. И поначалу, конечно, было трудно, пока изучал ее повадки: с тебя пот градом течет, а ты сидишь и стараешься так вникнуть в суть дела, чтобы прочувствовать машину и знать ее на уровне интуиции.
Машина аккуратная, чистая, управление ведется как с водительского места, так и с кабины крановщика. Был как-то забавный случай, когда мы работали на капремонте производственного корпуса аммиака. Ровная площадка. Стоят возле административно-бытового корпуса люди, а я со свои “Кранлодом” тут рядом - мне стропольщики уже сложили груз, и я начинаю передвигаться (веду машину с управления крановщика, мы его называем “скворешником”), водительская кабина - пустая. Кран движется, в кабине руль вертится. Люди смотрят и видят: кран едет без водителя! Тут один человек выскочил машине наперерез и начал кричать: “Остановите кран, он без водителя!” А меня-то не видит! Я - раз, и остановил. Тот опешил, ничего не может понять, а все вокруг уже заметили меня и смеются...
- Но у человека сработал, можно сказать, предохранитель.
- Конечно, это было новшество, мало кто видел и знал, как работает эта машина, что она умеет. И вот на этом “Кранлоде” я проработал с 1990-го по 1995-ый год. То были уже зрелые годы, я передавал свой опыт другим. На этот кран я подобрал себе преемника, которому полностью доверяю. Его зовут Сергей. В нем я увидел то, чего не смог обнаружить у других претендентов: чувство осторожности. Не страх перед машиной, нет. А чувство, которое помогает водителю соблюдать меры безопасности, быть предельно внимательным и не допустить той черты, за которой опасность или для человека, или для машины. Тут должен быть оправданный расчет, ты обязан все замечать. Если работаешь на высоте, то на расстоянии пятидесяти метров должен чувствовать опасную зону - малейшее передвижение людей, и уже может случиться какая-то непредвиденность. При ветре, когда поднимаешь груз, возможно опрокидывание. Поэтому все нужно проигрывать наперед: что может случиться при такой, а что - при иной ситуации и что необходимо срочно предпринять для ее предотвращения... Понимаете, есть какая-то невидимая красная полоса, за которую ты не должен переступать. Иначе шаг-нешь в пропасть, считая, что под ногами у тебя земная твердь. Вот у Сергея и есть как раз все необходимые крановщику качества: он рассудительный, понимающий, умеет трезво оценить обстановку.
- Горячий человек не сможет работать в таком ре-жиме.
- Как правило, горячий человек совершает много ошибок, и если не сразу, то через некоторое время понимает, что такая работа - не для него. Он или уходит или остается, но тяжело и ему, и тем, кто с ним рядом, потому что для работы с людьми нужно иметь крепкие нервы.
- Но на любом виде транспорта работать должен взвешенный человек!
- Это правда. Кто такой водитель? Человек, от кото-рого зависит жизнь других людей, окружающей среды - будь то животное или птица. Вот я по себе знаю - если случается сбить птицу, мне ее жалко. А человек?.. Обязательно надо придерживаться правил дорожного движения и стремиться, чтобы из-за твоей нерадивости никто не пострадал.
- Потому что совесть - не атавизм.
- Она должна быть у каждого. Совесть - твое мучение, она не оставит тебя в покое, это - твоя бессонница.
 (голосов: 1)
 
Комментарий #1 написал: Сергей (20 марта 2011 16:21)
Фото

Группа: Гости
Комментариев: 0
Публикаций: 0
Зарегистрирован: --
Здраствуйте! Скажите, а у вас есть технические характеристики
кран ЛОД??
Заранее спасибо!
Автор всех материалов на сайте - Полина Овчинникова. Перепечатка возможна только при наличии гиперссылки и с указанием автора.
    Rambler's Top100    

Warning: Unknown: open(/home/polika/data/bin-tmp//sess_i78a38c40j9i1i8hdkeajdbcj0, O_RDWR) failed: No such file or directory (2) in Unknown on line 0 Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/polika/data/bin-tmp/) in Unknown on line 0