Одесский припортовый завод
    Главная страница » Очерки о людях » На крутых виражах


Одной судьбой с тобою связан
Просмотров: 260Опубликовано: 7 сентября 2009Комментариев: 0Автор: admin

На зимовье
стыну
лютом,
охаю на вираже.
И прислушиваюсь к людям,
к птицам,
к собственной душе.


На крутых виражах


СТУПЕНИ

- Анатолий, жизнь у нас вообще круто поменялась. В этой-то “крутизне” как вы выживаете, переносите неожиданности и всяческие острые ощущения? Хочется спокойной жизни?
- Нет, я человек не такой, не могу сидеть памятником и ждать каких-то перемен.
- Покой только снится?
- И даже не снится! Серьезно, я человек оптимистичный, и если есть здоровье, то никаких проблем с движением. Тем более, что я и отдыхать-то не могу в состоянии покоя.
- А вообще отдыхать умеете?
- Конечно, но не в одиночку,а выбраться, к примеру, с друзьями на природу и отдохнуть, пообщаться. Никогда меня не тянуло к замкнутому образу жизни, а тем более, когда хочется отодвинуть на задний план проблемы и отдохнуть.
Анатолий Петрович Савчук, водитель автотранспортного цеха, родом из Винницкой области и он, неутомимый путешественник (не праздный, а в бесконечных деловых поездках), старается как можно чаще навещать родные места, где живут мама и сестра: помочь по хозяйству, выслушать наболевшее, поддержать. Жизнь вообще не очень-то балует стариков, а в наше время - тем более.
Свою профессию - основную, потому что у Анатолия Петровича их несколько, он получил в краю крымских виноградников, закончив училище в селе Октябрьском (раньше Биюг). Армию прослужил в Одессе в штабе округа, возил командующего - А.Х.Бабаджаняна. “Штаб - это порядок, дисциплина и ответственность”, - резюмирует Анатолий Петрович, с видимым удовольствием вспоминая юношеские годы. Например, то время, когда он после службы в армии закончил в Севастополе судостроительный техникум и хотел было устроиться на судоремонтный завод, но передумал.
- Шоферское дело затянуло, - объясняет Анатолий Петрович. - В 1975-ом году меня приняли на тогда еще строящийся Одесский припортовый завод (в то время заводоуправление находилось в Одессе на Пересыпи), а в марте 1976-го я перешел из автотранспортного цеха на аммиачное производство, работал и год учился в Северодонецке, осваивая специальность оператора.
- Но вы уже достаточно привязались к технике и тут такой резкий поворот. Вам было интересно учиться новому делу?
- Между прочим, у меня отличные оценки - все пред-меты по механической части меня чрезвычайно интересовали. Брал я, допустим, узел колонны синтеза или какого-нибудь агрегата, и пока его не изучу наизусть - от одной задвижки до другой, от одного клапана до другого (по технологической линии, не по киповской, не по электронной), - не успокоюсь.
- Охотно верю,но также знаю, что если человек уже увлечен чем-то серьезно, то все остальное его в этот момент мало интересует и даже словно давит...
- Нет, я человек такой...гибкий, что ли, и упорный. Когда начинаю что-нибудь делать, то уже увлекаюсь, а раз взялся - должен довести дело до конца. Я должен знать дело, которым занимаюсь...

А ДАЛЬШЕ - РОДИНА БАРМАЛЕЯ

После двух лет работы оператором на аммиачном производстве Анатолий Петрович уехал в командировку не куда-нибудь, а в Африку, что звучит для людей непосвященных столь заманчиво, сколь экзотично. Таким образом, еще два года его жизни прошли в Ливийской пустыне, на границе государств ЧАД и Ливия. Ехал он туда в качестве машиниста погрузчика и год проработал на чудо-экскаваторе - на пневмоходу, с огромными колесами и ковшом. Второй год Анатолий проездил на машине, так как его организм отказывался выдерживать накаленную африканскую атмосферу с высоты погрузчика:в кабине машиниста казалось, что шестидесятичетырехградусная жара еще сильнее.
- Сидишь голый, как папуас, кондиционера нет, - вспоминает мой собеседник. - И хотя на голову, по местному обычаю, натянешь тряпку и с виду ты чистый себе басмач, все равно трудно удержаться от обморока, многие теряли сознание. Со мной, правда, такого не было, выручала хорошая физическая подготовка. Некоторые же товарищи страдали не только от жары, они психологически не выдерживали разлуку с домом, с семьей. Начинались всякие домыслы, ревность. Но если бояться измены, то и за порог нечего выходить: от этого ведь не уйдешь, если на роду написано. Ты можешь находиться дома и такое случится!
- Это так, но люди себя мало знают, пока не столкнутся с испытаниями вроде разлуки. Тем более, что высшим смыслом таких загранкомандировок было заработать для семьи, не так ли?
- Раз командировка была от завода, да еще согласно постановлению Совмина, то в первую очередь было выгодно государству. И нам платили, но и мы приносили нашей стране огромные деньги.

СОЮЗ НЕРУШИМЫЙ

- Анатолий, а как вы вспоминаете Советский Союз?
- Много было хорошего и тогда, и сейчас. Но, значит, была слабинка какая-то, если он развалился. Где-то на каком-то уровне было упущение. И мы не могли ничем этого события предотвратить, потому что к развалу привела сама жизнь. И сейчас все живут по-разному и по-разному оценивают сегодняшнюю обстановку...
- Вы были членом КПСС и даже секретарем партийной организации. Что это значило для вас?
- Почему я поступил в партию? В армии я был дисциплинированным, аккуратным. Как-то к нам пришел замполит и говорит: “Савчук и Новаченко, зайдите ко мне”. Заходим. “Вот нам нужны два кандидата в члены партии. Лично я думаю, что это вам не помешает. Как вы, согласны?” “ Согласны, товарищ майор!” Так и приняли, по разнарядке.
- Но уже и до этого настрой на такой шаг у вас был, все же пройден путь от октябренка до комсомольца.
- Конечно, как у всех. Так меня приняли в партию. А на заводе я был секретарем цеховой партийной организации.
- И как вы успевали при такой мобильной жизни!
- Молодым, собранным, энергичным был. Не составляло труда собрать членские взносы и провести собрание, все равно ведь в коллективе работал.
- После Африки вы сразу в автотранспортный цех пошли, или вернулись сначала на аммиак?
- Чтобы после перерыва поступить на работу на ам-миачное производство, необходимо было ехать в Северодонецк и пересдавать экзамены - заново осваивать старое и обновлять знания, так как что-то уже изменилось в оборудовании, а какие-то из навыков притупились. Тут взял перевес мой шоферский интерес, и я попал в автотранспортный цех.

ЛЮБОВЬ И ВЕРА

- Анатолий, я вас знаю достаточно давно, и у меня такое ощущение, что люди к вам относятся как-то особенно тепло, уважают.Не может быть, чтобы вы не чувствовали этого.
- Спасибо тем, кто ко мне доброжелателен, если это так! Но мне действительно трудно оценить ту атмосферу, о которой вы говорите.Что касается меня, то я просто стараюсь не задевать чужих интересов, вовремя отказаться от чего-то ради другого человека. Я, вообще-то, людям верю.
- Но, наверное, большинство из них таки заслуживают этого.
- Безусловно. Знаете, если уж говорить об отношениях с людьми, то у меня ни на кого нет такой сильной обиды, чтобы помнить и не прощать. Но, бывало, и меня “учили” жить, а вернее - как не надо относиться к людям, не доверять им. Но не станешь ведь строить жизнь на плохих примерах!
ЧЕРНОБЫЛЬ
- Завод строил для чернобыльцев жилье в окрестностях Киева, мы на неделю отвозили туда бригаду строителей, затем им на смену привозили других.
- Вас приравняли в ликвидаторам?
- Не знаю, а вот другое слышал - говорят, дают какие-то льготы тем людям, что работали в Африке, но я еще не ходил в военкомат узнавать, правда ли это. Жизнь заставит - пойду, а пока нет.
- А вообще вы можете ходить чего-нибудь добиваться, просить?
- Просить - очень редко, и только ради детей. Но стараюсь этого не делать.

РАССТАВАНИЕ - ПОВОД ДЛЯ ВСТРЕЧИ

- Анатолий, вы грустите, всякий раз уезжая из дома?
- Да нет. Раньше жена собирала в дорогу еду, теперь же - взял сумку и ушел, по дороге все нахожу, что нуж-но. А раньше, конечно, это был ритуал - сборы в дорогу. Но все со временем становится обыденным, и подготовка к командировке сокращается во времени. Ну а встречи... Когда на два-три дня уезжаешь - невелика разлука, не успеешь заскучать, как опять дома. Но когда поездка длительная, тогда тянет скорее вернуться в семью.

О МОЛОДЕЖИ

- Какая у нас молодежь? Да нормальная! И если радио, телевидение и газеты не дают нужного воспитания (где молодежные передачи или фильмы, которые бы учили чему-то разумному?), то надо воспитывать детей в семье и трудовом коллективе. Хоть эта часть молодежи получит нужную ей помощь. Подсказывать молодым и направлять их, чтобы знали порядок и дисциплину, вот что надо. А если допустить бесконтрольность, то чего ждать?
 (голосов: 0)
 
Автор всех материалов на сайте - Полина Овчинникова. Перепечатка возможна только при наличии гиперссылки и с указанием автора.
    Rambler's Top100    

Warning: Unknown: open(/home/polika/data/bin-tmp//sess_rflo7shkcqg6uqh9pbbq1usaj4, O_RDWR) failed: No such file or directory (2) in Unknown on line 0 Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/polika/data/bin-tmp/) in Unknown on line 0