Одесский припортовый завод
    Главная страница » Очерки о людях » ИНТЕРВЬЮ с директором Одесского припортового завода Валерием Горбатко


Одной судьбой с тобою связан
Просмотров: 1556Опубликовано: 7 сентября 2009Комментариев: 118Автор: admin

ИНТЕРВЬЮ с директором Одесского припортового завода Валерием Горбатко


- Валерий Степанович, вы перешли с аммиачного производства к руководству всем предприятием, что означало - к большему объему задач и, соответственно, их уровню тоже. Трудно было решиться? Ведь вы тогда были так молоды, а в то время предприятия подобного масштаба возглавляли люди старшего возраста.
- И все же я понимал всю меру ответственности, которая на меня ложится, а также то, что я достаточно готов взять ее на себя. У меня уже был производственный опыт, хотя многие вещи были мне неизвестны.
Конечно, большую роль в выдвижении моей кандидатуры в министерство сыграл Анатолий Васильевич Скориченко - наш предыдущий опыт совместной работы убедил его в моей способности возглавить завод и развивать его. Но были сложности с руководством обкома партии, там считали, что я еще довольно молод для такой работы. Кроме того, были и другие кандидатуры на должность директора завода. Однако после соотвествующих бесед в ЦК КПСС и ЦК КПУ было принято окончательное решение о моем назначении. Меня приятно удивило, что люди, беседовавшие со мной в ЦК КПСС и ЦК КПУ, хорошо знали промышленность химическую и промышленность вообще. И разговор с ними был для меня поучительным, так как я увидел, какие ”наверху” взгляды на положение дел в промышленности, как им представляется развитие химической отрасли. Еще я отметил тогда, насколько строгой была существующая система отбора, фильтрация кадров: люди, которые беседовали с кандидатами на руководящие должности предприятий, были, можно сказать, серьезными экзаменаторами.
- Но самым строгим экзаменатором оказалась жизнь?
- Безусловно, она ставила самые серьезные задачи. Мы все учимся, и тот, кто хочет достичь какого-то уровня, учится всю свою жизнь. Очень многому пришлось учиться и мне, потому что появились совершенно иные обязанности, не только чисто технические (они были мне ближе), но и экономические, финансовые, взаимоотношения с большим количеством людей вне нашего завода. Всему этому пришлось учиться, но я считаю, что в общем все происходило естественно, хотя работать мне приходилось очень много.
Кроме того, мы как раз вступили в пору серьезных изменений в жизни страны, а это повлекло за собой дополнительные трудности. Изменялась психология людей, жизненные стереотипы. Тем не менее работа была интересной, хотя и достаточно напряженной. Печально, что мы пережили времена несколько хаотичные и мешающие развитию нормальной жизни нашего общества, - всплыло много людей, активно стремившихся к популизму, не всегда принимались сбалансированные во всех отношениях законы. Не все было разумно в период перестройки, и примеров этому много. Во-первых, различие законодательных условий для функционирования государственных и частных предприятий, которые только-только начали создаваться и вызвали отток квалифицированных кадров в кооперативы. А такой пример, как выборы трудовыми коллективами руководителей разного ранга? Отрицательную роль сыграло для нас и раздувание экологического вопроса, создавшего большую проблему - три года мы доказывали, что работаем на нормальном экологическом уровне как предприятие. Тогда со всей серьезностью раздавались абсолютно абсурдные требования закрыть завод как наносящий непоправимый вред Одессе, развивать город в русле чисто рекреационного региона... В то же время сейчас припортовый завод дает весомую часть объема промышленного производства области.
- Иными словами, несмотря на неблагоприятные внешние факторы, предприятие устояло и не только не потеряло производственной мощности, но и развилось до европейского уровня. Как вы сами определяете этапы его развития?
- Я считаю, что процесс развития бесконечен, и очень рад улучшению результатов нашего труда, которые заметнее с каждым годом. Думаю, что хорошего уровня завод достиг где-то в 1999 - 2000 году, а до этого был долгий путь. Когда он строился, серьезнейшим событием стало получение первой продукции, затем была доводка, длившаяся не один год. Что-то изменялось, улучшалось, совершенствовалось в течение трех - четырех лет, и таким образом мы достигли, можно сказать, промежуточного уровня развития. Далее шло строительство агрегатов карбамида и тоже их доводка до необходимого уровня...

ИНТЕРВЬЮ с директором Одесского припортового завода Валерием Горбатко


Уже начиная с 1988 года, когда наметилась реализация новой психологии в масштабах союзного Министерства по производству минудобрений, наш министр Николай Михайлович Ольшанский одним из первых в Союзе начал давать предприятиям конкретные права. И тогда мы шаг за шагом начали реализацию собственной программы развития завода - с новым видением, новыми темпами и, что особенно важно, сформированной нами. Мы ее защищали в министерстве, с нас спрашивали за нее по каждому ее пункту, но это нас только стимулировало. Именно в 1988 году начался большой этап развития, завершившийся в 1999-2000 году. К следующему этапу мы перешли, уже достигнув уровня хорошего европейского завода.
- А что значило для предприятия производство товаров народного потребления? Дань моде или же попытку расширить свои возможности?
-Каждому предприятию, независимо от того, близко или далеко от его профиля производство товаров народного потребления, оно вменялось в программу. Мы долго сопротивлялись, так как видели в этом какую-то искусственность: по моему мнению, это тоже один из несколько искривленных методов перестройки, но в то время мы были обязаны давать жесткий отчет по партийной линии за все вопросы, связанные с производством ТНП. Найденный нами вариант оказался удачным - товар, который мы производили, пользовался хорошим спросом на рынке и, что очень важно, от нас не потребовалось больших затрат. Но, несмотря на это, производство ТНП нашим заводом можно считать издержками времени.
- Круг ваших обязанностей - как руководителя - до-вольно широк. Валерий Степанович, положа руку на сердце: сколько у вас ”правых рук”?
- Понимаете, я всегда рассматриваю так: коллектив нашего завода - это очень и очень много людей, которые являются основой предприятия. Сотни специалистов всех уровней - операторы, слесари, электрики, представители всех специальностей, существующих на заводе. Но, конечно, большую роль играют руководители всех рангов, и прежде всего - начальники цехов, главные специалисты, заместители директора. Поэтому я могу сказать, что опираюсь на очень многих людей и не стремлюсь кого-то выделять особенно. Но человек, с которым мы наиболее часто и близко общаемся по всем вопросам, - главный инженер Артур Александрович Елкин. Я очень рад, что мы уже почти шестнадцать лет вместе работаем и должен сказать, что всегда находим взаимопонимание (по крайней мере, я так считаю). Хорошо, что рядом такой человек.
- Известно, что с вашего предприятия люди не уходят. Современные комфортные условия труда и отдыха, медицинское обслуживание, прекрасное питание и гарантированная зарплата. И все это - на фоне общего социального неблагополучия. Но в представлении обывателя рыночные отношения предполагают заботу производителя прежде всего о прибыли. Как это согласуется с таким высоким, прогрессивным развитием социальной инфраструктуры на припортовом заводе?
- Понимаете, голая прибыль в конце концов когда-то даст и отрицательный эффект, поэтому о людях надо думать, ведь именно они и дают предприятию прибыль. Вообще же заботу о людях я всегда считал для себя самым важным моментом, независимо от того, какой коллектив возглавлял: смену, цех, производство. В меру возможностей, конечно, потому что подход обязательно должен быть сбалансированным - заботиться о производстве, чтобы оно непрерывно работало, развивалось и - заботиться о людях, которые обеспечивают жизнедеятельность этого производства. Поэтому все вопросы, связанные и с медицинским обслуживанием, и общественным питанием, культурой, спортом - с моральным духом вообще - я считаю очень важными. И я думаю, что здесь мы еще не все сделали. Но делаем, на этом пути ежегодно заметное улучшение. Правда, если где-то и отстаем, то это - в формировании психологии людей: не все понимают, что за достигнутым стоит большая работа, системный комплексный подход к развитию социальных вопросов. В связи с этим мы должны понимать, что заботясь о людях, нельзя поощрять иждивенческие настроения, когда на предприятии человек начинает превращаться в обыкновенного потребителя. Сбалансировать все эти моменты мы должны и призваны, чтобы не допустить перекосов. А с развитием завода, конечно же, будет и дальше развиваться социальная сфера.
- Многие видят прямую связь технического перевооружения завода с таким же современным его благоустройством. Воздействие внешней эстетики создает особенное настроение, люди гордятся собственной причастностью к такому изменению окружающей среды. Кстати, мне сказали, что идея подобного преобразования территории принадлежит именно вам, Валерий Степанович.
- За преображение внешнего вида завода нужно сказать спасибо тем людям, которые занимаются благоустройством. Еще году в девяносто третьем я начал задумываться над тем, как много мы делаем в области улучшения техники и технологии, но ведь надо улучшать и среду обитания! И мы начали с самого, казалось бы, простого - ремонта дорог. Но и тут хотелось пойти по пути, который дал бы нам возможность реконструировать заводские дороги профессионально. Поэтому мы последовали совету одного председателя КСП героя Соцтруда из Винницкой области и пригласили к себе бригаду, которая уже хорошо себя зарекомендовала на протяжении многих лет. И когда мы увидели, что у нас уже есть какое-то движение в усовершенствовании дорог, стали еще больше уделять внимания территории и поняли: тут нужен комплексный подход. Мы начали укреплять свой хозяйственный цех кадрами, освободившимися в других подразделениях завода, обучать их озеленению и цветоводству, и таким образом перешли на системную основу благоустройства территории.
Параллельно с этим занялись зданиями, так как качество многих из них оставляло желать лучшего (к сожалению,во время строительства завода, несмотря на неплохие темпы, к работам привлекались не только специалисты). Обновляли наши здания не только снаружи, но и изнутри, постепенно облагораживая комнаты приема пищи, бытовые... Я уверен: все можно сделать, если придерживаться намеченной линии, не отходить от нее.
Что же касается озеленения территории, то мы пригласили к сотрудничеству специалистов - ученых, работников Одесского ботанического сада, они учили наших людей. А потом пошла инициатива, и меня радует, что вот уже года четыре обученные озеленению и цветоводству работники хозяйственного цеха все делают абсолютно самостоятельно. Так что, хотя я и дал в свое время толчок этому делу, но благоустройство в том виде, какое оно сейчас - это труд сотен людей...
- И при удивительной последовательности.
- Обязательно, это очень важно. Вы знаете, системы я придерживаюсь во всей работе, иначе придется каждым вопросом заниматься неоднократно. Будь то реконструкция цеха или благоустройство, по крайней мере лет на пять вперед нужно видеть - что и как делать.
- Валерий Степанович, такая целеустремленность обычно характерна людям, нашедшим себя. Но когда вы работали на производстве аммиака, тоже, наверное, считали, что уже нашли себя?
- Много раз в жизни я считал, что нашел себя: впервые, когда пришел на Черкасское объединение “Азот” и работал оператором, а затем - начальником смены. Постепенно там у нас сложился очень дружный коллектив, способный решать достаточно сложные задачи, и я считал, что нашел себя. Когда же меня вызвал начальник цеха и предложил стать его заместителем, для меня это было неожиданностью, так как в свои двадцать четыре года я еще не обладал достаточным производственным опытом. Но после двух лет работы в этой должности мне снова показалось, что я опять нашел себя. И так далее... Сейчас, уже шестнадцать лет в должности директора, мне кажется, что я на уровне задач, которые передо мной стоят, но я по-прежнему понимаю, что все идет в развитии, что еще не все мной сделано, и впереди еще многое. И я доволен тем, что в моей жизни было много этапов, в каждом из которых были свои конкретные дела и был результат.
- Но все этапы - это же время. Что оно для вас значит, время, как вы его ощущаете?
- Нормально. Плохо только, что бежит оно, это время! Вот уже более тридцати лет работаю в химической промышленности, время летит, но одновременно я замечаю, что и мы развиваемся тоже: отрасль, наш завод, люди, город Южный. И несмотря на все жизненные трудности, в людях проявляется много талантов - в культуре, в спорте, в производстве. Я рад также, что нынешнее поколение (многие молодые, по крайней мере,) способны пойти дальше и развивать завод. Конечно, молодежь еще, может быть, не прониклась такой целью, и мы должны это формировать, но я рад, что у нас достаточно много специалистов двадцати-, тридцатилетнего возраста, которые будут способны двигать завод дальше. Это - время.

ИНТЕРВЬЮ с директором Одесского припортового завода Валерием Горбатко
 (голосов: 3)
 
назад 1 2 3 4 далее


Автор всех материалов на сайте - Полина Овчинникова. Перепечатка возможна только при наличии гиперссылки и с указанием автора.
    Rambler's Top100